О марке Mazda


«Мазда» (Mazda Motor Corporation, в 1927—1984 Toyo Kogyo Company), японская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске грузовиков, автобусов, микроавтобусов и легковых автомобилей. Входит в финансово-промышленную группу «Сумитомо». Штаб-квартира находится в Хиросиме.

Основана в 1920 году в Хиросиме, Япония г-ном Джуджиро Мацудой (Jujiro Matsuda, 1875-1952), на базе разорившейся Хиросимской компании по переработке и изготовлении изделий из пробки Abemaki. После обретения прав на компанию, она переименовывается в Toyo Cork Kogyo и примерно через год Мацуда становится ее президентом.

1927 Переименование компании в Toyo Koguo Co Ltd. Из названия убрали слово «Cork» — пробка, как следствие перехода компании на промышленные рельсы. Мелкими сериями производятся мотоциклы.

1929 Компания производит станки под торговой маркой Toyo.

1931 Начало изготовления трехколесных грузовиков с двигателем объемом 500 куб. см. В качестве торговой марки для этих машин было выбрано слово Мазда – часть имени зороастрийского верховного бога света Ахура Мазда, давшего людям мудрость и соединившего, по преданию, людей, природу и других богов в единое целое. Название к тому же было очень близко по звучанию к имени основателя компании – Мацуда.

1932 Начался экспорт «трехколесных грузовиков» в Китай.

1935 Компания осваивает рынок промышленной техники.

1936-1950 Создаются несколько опытных образцов легковых автомобилей под маркой Mazda, некоторые из них точно копируют английский Austin — двухдверный седан, запуску которых в серию помешала война и связанная с ней мобилизация промышленности. Предприятия компании уцелели даже во время атомной бомбардировки Хиросимы. Ядерный взрыв лишь незначительно повредил корпуса основного производства.

к 1950 году компания начала выпускать трехколесные грузовики с двигателем 1157 куб.см (тип CT), компактные пожарные машины и обычные грузовики.

Такие мотоциклы выпускались в конце 20-х мелкими сериями



Модель TCS-3, 1935г.

Первые легковые автомобили появились только в 1960 году. Это была модель R360 Coupe первого двухдверного пассажирского автомобиля, оснащенная 2-цилиндровым двигателем объемом 356 куб.см. Она не отличалась особыми изысками, зато была недорогой и удобной.

1961 Началось сотрудничество с немецкой фирмой NSU/Wankel (Западная Германия) в области разработки и использования роторных двигателей на автомобилях компании Mazda. Представлен Mazda Proceed (B-1500) — компактный пикап.

1962 Представление Mazda Carol 600, первого четырехдверного пассажирского автомобиля.

1963 Суммарное производство достигло 1 млн. автомобилей

1964 Увидело свет 1-е поколение Mazda Familia (800/1000).

1965 Началось техническое сотрудничество с фирмой Perkins Services N.V. (Великобритания) по дизельным двигателям. Завершено строительство Miyoshi Proving Ground.

1966 Завершено строительство нового автозавода (Ujina) в Хиросиме.

1967 Начало полномасштабного экспорта на европейский рынок. Представление первого автомобиля компании Mazda с роторно-поршневым двигателем — Cosmo Sports (110 S), первого автомобиля Мазда с роторным двигателем Ванкеля (с 1971 поставляется за рубеж). Также представлена модель Mazda 1000/1200. В том же году Мазда достигает соглашения в техническом сотрудничестве с Kia Motors Corp.

1968 Дебют Mazda Familia Rotary Coupe (R100) — первое купе Mazda с РПД.

1969 Открытие сборочного завода в Новой Зеландии. Кооперация с Ford Motor в области производства автоматических трансмиссий.

Модель R-360, 1960г.



Модель Carol 600, 1962г.



Модель Familia, 1964г.



Модель Cosmo Sports (110 S), 1967г.


1970 Начало экспорта в США. В этом же году представление Mazda Capella (RX-2).

1971 Представление Mazda Savanna (RX-3)

1972 Представление Mazda Luce (RX-4). В этом же году общее количество произведенных автомобилей достигает 5 млн. единиц.

1973 Объем экспорта автомобилей превысил 1 млн. единиц.

1975 Разработанно фирменное написание «Mazda» — маленькие буквы, «Z» состоит из отдельных чёрточек. Написание сохранялось практически 30 лет.

В 1975, 1976 и 1977 годах Род Миллен выигрывает национальное ралли Новой Зеландии на RX-3.

1977 Предшествующее арабское нефтяное эмбарго, обусловило необходимость в экономичных автомобилях. На рынке доминируют микролитражки Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Civic. «Сумимото бэнк» — основной акционер Toyo Koguo финансирует разработку экономичной модели Mazda Familia (Original GLC/323), призванной помочь компании в расширении рынка. Также была представлена Mazda Capella (626).

1978 Появилась модель Mazda Savanna RX-7. Выпущен миллионный автомобиль с роторно-поршневым двигателем.

1979 Образован Центр обучения Mazda. Общий объем производства достиг 10 млн. автомобилей. Mazda и Ford Motor Company заключают соглашение о долговременном сотрудничестве, превращаясь, фактически, в одну большую компанию. В то же время Ford Motor приобрел 25% акций Mazda.

Модель RX-3 Savanna, 1971г.



Модель RX-4 Luce, 1972г.



Модель RX-7 Savanna, 1978г.


1980 Представление переднеприводной Mazda Familia (GLC/323). В этом же году Mazda Familia названа «Японским автомобилем года 1980-1981».

1981 Большинство автомобилей фирмы оснащается двигателями Ванкеля, к этому времени успехи по освоению американского рынка становятся столь велики, что открывается американское отделение компании Mazda North America, Inc. Также открывается представительство в Европе. С увеличением спроса на рынке дорогих автомобилей, гамма продукции Mazda постоянно расширяется, появляются спортивные автомобили, автомобили верхнего среднего класса и др. Mazda RX-7 — наглядный пример достижений компании: оригинальная конструкция совмещает усиление жесткости кузова с одновременным уменьшением его массы. Представлена Mazda Сosmo/Luce (929).

1982 Началось производство на фабрике в Хофу. Представление переднеприводной Mazda Capella (626), в этом же году получившей титул «Японский автомобиль года 1982-1983».

1983 Mazda Capella (626) названа «Импортным автомобилем года» журналом «Мотор Тренд» (США) и получает другие престижные награды за рубежом. Мазда приобретает 8% акций Kia Motors. В Японии представлены новые микроавтобусы и минивены Mazda Bongo/Bongo Brawny (E-серия). Построена аэродинамическая тестовая лаборатория в Miyoshi Proving Ground.

1984 1 мая компания переименована в Mazda Motor Corporation.

1985 Открытие Технического исследовательского центра в Хиросиме. В Японии представлена полностью новая переднеприводная Mazda Familia (323). В Miyoshi Proving Ground открыт большой испытательный автополигон. Празднование достижения производства 10 млн. пассажирских автомобилей. Mazda Savanna RX-7 (RX-7) побила рекорд IMSA — модель получила 67 различных наград. Представлена полностью новая Mazda Savanna RX-7 (RX-7). Представлена новая Mazda B-серии.

1986 Mazda Savanna RX-7 названа «Импортным автомобилем 1986 года» журналом Motor Trend. Общее производство автомобилей с роторными двигателями достигло 1,5 млн. Общий объем экспорта достиг 10 млн. автомобилей. Mazda Savanna RX-7 установила национальный рекорд скорости 383.724 км/час (238.442 мили/час) в Bonneville в классе SCTA C/Grand Touring. В Японии представлена полностью новая Mazda Luce (929).

1987 Производство автомобилей Mazda достигает 20 млн. в Японии. Открывается исследовательский центр в Йокохаме. К двадцатилетней годовщине производства РПД, выпускается Mazda RX-7 в версии кабриолет. Компания начинает производство автомобилей на новом американском заводе Mazda Motor Manufacture, который располагается в городе Флэт Рок, штат Мичиган. В этом же году представление нового Ford Festiva (Mazda 121), изготовленного Маздой. Mazda, Ford и Matsushita основали новую компанию «Японские климатические системы», для производства устройств автоматического кондиционирования воздуха. Mazda и NEC основали NAL-DEC для разработки продвинутых электронных автомобильных технологий. Mazda заключила OEM соглашение о микро-мини автомобилях с Suzuki Motors Co., Ltd.

1988 В Японии представлена Mazda Capella (626) в кузове универсал и в коммерческом варианте. Основана компания Mazda Motor of America Inc. (MMA) для представления марки на рынке США. Представлена Mazda MPV на североамериканском рынке. Mazda разработала покрытие Hi-Reflex, качественно новую технологию окраски автомобильных кузовов. В Японии представлена полностью новая Mazda Persona.

1989 Презентация Mazda MX-5 Miata на авто шоу в Чикаго, США. Представлена новая серия Mazda Familia (323). Mazda начала импорт Citroen BX в Японию. Представлена Autozam Carol (Suzuki Alto).

Модель 929 Luce, 1982г.


Модель 626 Capella, 1982г.


Полигон Miyoshi Proving Ground.


Модель RX-7 Savanna, 1986г.


Модель MPV, 1988г.


Модель MX-5 Miata, 1989г.


1990 Начаты регулярные продажи через торгпредставительства в СССР. В Японии представлены Proceed и Mazda MPV. Состоялось открытие Европейского представительства (MRE) в Германии. Mazda, Ford и Sanyo основали фирму по производству авто-аудио аппаратуры FMS Audio Sdn. Bhd. в Малайзии. Mazda Indonesia Manufacturing P.T. (MIM) начала производство двигателей в Индонезии. Mazda основала COMPREX GmbH в Австрии для работы над дизельными двигателями. В Японии представлена Autozam Revue (Mazda 121). В Токио создана компания, названная «M2» для проектирования новых линеек автомобилей и анализа рынка. Основаны компании Sukosol и Mazda Engineering Co, Ltd. (SMEC) для производства трансмиссий в Таиланде. Общий объем производства достиг 25 млн. автомобилей.

1991 В Японии представлены новые модели Mazda Proceed Marvie 4×4, Mazda Cronos (626, 4-х дверный седан), Eunos Presso (MX-3), Mazda Sentia (929), седан класса люкс. Mazda 787B номер 55 выиграла в ЛеМане 24-часовую гонку на выживание заявив первую победу японского автомобиля и роторного двигателя. Mazda, Rockwell International в США и две японские компании образовали акционерную компанию автомобильных частей и систем (Nippon Automotive Body Systems) в Японии. Общее производство коммерческих автомобилей достигло 10 млн. На 29-м Motor Show в Токио представлены HR-X — концепт-кар с водородным РПД и линейка Eunos 500 / Xedos 6. В Японии представлен брэнд Anfini (подразделение Mazda Auto). Новая RX-7, названа «Новый автомобиль года» в Японии.

1992 Начаты продажи Eunos 500 / Xedos 6 в Японии. Образована акционерное общество с Hainan Mazda Motor & Stamping Co., Ltd. для производства кузовов коммерческих автомобилей в Китае. В Японии представлен Anfini MS-8, среднеразмерный, четырехдверный седан. Представлена AZ-1, новое двухместное микромини купе с дверьми «крыло чайки», исключительно для Японии. Новая Mazda 626 получила титул «Автомобиль года» от журнала Wheels из Австралии. Новая Mazda RX-7 получила титул «Импортный автомобиль года» от журнала Motor Trend.

1993 Представлен электромобиль на шасси Mazda MX-5 в содружестве с Chugoku Electric Power Co., Inc. Mazda вышла на рынок пассажирских автомобилей на Филиппинах. Подписано соглашение о технологической кооперации в производстве пикапов в Fuchou, Китай. Общее производство автомобилей в Хофу достигло 3 млн. штук. Представлена Mazda Lantis, полностью новый компактный спортивный автомобиль в Японии. Презентация HR-X2 и Eunos 800 (Xedos 9) на Motor Show во Франкфурте. Разработана ASV (Advanced Safety Vehicle) — концепция автомобиля повышенной безопасности, в которую заложены система предотвращения столкновений и другие передовые системы безопасности. Mazda и Ford вступили в долговременные стратегические связи для увеличения взаимной конкурентоспособности. Суммарное производство Mazda MX-5 достигло 300 тысяч штук.

1994 Мazda разработала грузовик на сжиженном натуральном газе. Создан электромобиль на базе микроавтобуса E-серии. Открыт музей Mazda. В Японии представлена новая Mazda Familia с новым двигателем на обедненной смеси (Lean-Burn), который использует новый трехполосный катализатор. Открыты центры подготовки специалистов в Майами, Флорида и в Пекине, Китай. Mazda первая среди японских автопроизводителей получила сертификат ISO 9002.

1995 Общее количество произведенных в Японии автомобилей достигло 30 млн. штук. Mazda начинает широкомасштабные испытания автомобилей с водородным двигателем. В Японии представлены Mazda Bongo Friendee, Sentia и новый MPV. Суммарное производство автомобилей серии Mazda Familia/323 в Японии достигло 10 миллионов штук.

1996 На основных европейских рынках представлена Mazda 121, произведенная Ford. Mazda первая среди японских автопроизводителей получает сертификат соответствия ISO 9001 — наивысшую степень серии ISO 9000. Новый центр продажи запчастей открывается в Миссиссиппи, США. Общее количество легковых автомобилей, произведенных в Японии достигло 20 млн. штук. Президентом компании становится Henry D.G.Wallace — управленец из штата Ford Motors. Начаты продажи новой Demia, получившей титул «Новый автомобиль года», в Японии и за рубежом. Общее количество произведенных МХ-5 достигло 400 тыс. штук, в то же время общий объем производства 2,5 литрового дизеля WL типа достиго 100 тыс. единиц.

1997 Новая Familia (323), 3- дверный хэтчбек представлена на Европейском рынке. Mazda внедрила новую кадровую систему, базирующуюся на личных достижениях. Mazda сменила фирменный знак на большую «М», вписанную в горизонтальный эллипс. Возобновлен экспорт в Тайвань. Представлены полностью новые Capella/626 в кузовах седан и универсал на японском и европейском рынках. James E. Miller (Ford Motors) становится президентом Mazda Motor. Mazda разработала Demio FCEV, (Fuel-Cell Electric Vehicle — автомобиль на топливных элементах).

1998 Mazda усилила свое присутствие на Европейских рынках. Mazda участвует в альянсе Ford/Daimler-Benz/Ballard для разработок топливных элементов для автомобилей будущего, благодаря своим крепким связям с компанией Ford Motor. Начинается производство турбодизелей маленького объема с непосредственным впрыском топлива. Открывается «центр консультации с женщинами». AAT (AutoAllianceInternational Thailand) начинает производство и продажу пикапов под контролем Mazda. В Европе начаты продажи новой Demio. В Европе открыта Mazda Motor Logistics Europe N.V.(MLE). Завод Хофу Нишинура получил сертификат ISO 14001. ААТ начинает экспорт пикапов на внешний рынок.

1999 Общее производство MX-5 за 10 лет достигло 500 тыс. штук. Представлена новая модель Premacy. Представлена новая Mazda Bongo микроавтобус и грузовик. Суммарное производство AutoAllianceInternational (AAI) достигло 2 млн. автомобилей. Представлена новая Mazda MPV. Mazda подписала соглашение с Mitsubishi о производстве малых коммерческих автомобилей для Mitsubishi. Завод Mazda в Хофу прошел ISO сертификацию. Mazda разработала автомобиль повышенной безопасности второго поколения «MAZDA ASV-2» (advanced safety vehicle). Mazda и IBM Japan достигли базового соглашения о сотрудничестве в области информационных систем. Mazda представила RX-EVOLV — концепт кар с новым роторным двигателем и другие автомобили на Tokyo Motor Show. Mazda анонсировала разработку и производство нового семейства двигателей в сотрудничестве с Ford. Президентом компании становится Mark Fields.

Модель 626GE, 1991г.


Модель Sentia, 1991г.


Модель Xedos 6, 1992г.


Модель 121, 1996г.


Новый фирменный знак, 1997г.


Модель 626, 1998г.


Модель MPV, 1998г.


2000 ААТ, достигнувший черты в 100 тыс. произведенных автомобилей, начал производство модели 323. Общее производство Mazda MPV достигло 500 тыс. штук. Mazda участвует в объединенном проекте испытаний автомобилей на топливных элементах совместно с DaimlerChrysler Japan Holding Ltd. и Nippon Mitsubishi Oil. В Японии представлена модель Titan. Головной офис Mazda и завод в Хиросиме прошли сертификацию ISO 14001. Mazda Millenia, спортивный седан класса люкс, претерпела значительные изменения. Mazda MX-5 Roadster, которая в этом году получила совершенно новый дизайн кузова, занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самый популярный в мире спортивный родстер. Mazda начала производство полностью нового SUV Tribute на фабрике в Хофу. Произведены значительные изменения Familia S-Wagon и седан. На автосалоне в Детройте был показан концепт RX-Evolve, предшественник ныне выпускаемой модели RX-8.

2001 Mazda все более широко применяет вторичный пластик, получаемый из переработанных бамперов. Roadster получает главный приз «Auto Color Award 2001». Теперь доступна сборка на заказ моделей Roadster и Familia S-Wagon. Открыты представительства во Франции, Великобритании, Швейцарии. Представлен новый проект на топливных элементах — Premacy FC-EV. Общее число трансмиссий, собранных на заводе в Хофу, достигло 20 млн. штук. Радикально обновлен Premacy. Закрыт завод №2 в Юджина. Представлен новый Bongo Friendee. Разрабатываются особопрочные пластики. На автосалоне в Токио демонстрируется новая Atenza (Mazda6) и предварительная версия RX-8 с роторным двигателем Renesis.

2002 Для сотрудников компании открыт детский центр. Суммарное количество произведенных автомобилей на заводе в Хофу составило 5 млн. штук, в то время, как ААТ достиг отметки 200 тыс. штук. Начато производство двигателя MZR. Введен в действие маршрутный сервис для пользователей мобильных телефонов. Новый рекламный лозунг компании «Zoom-Zoom». Обновлены модели MPV, Roadster и Demio. В Австрии открыто совместное предприятие по продаже автомобилей. Начато производство Atenza и Atenza SPORT WAGON 4WD. Президентом становится Lewis Booth. Mazda отмечает вековой юбилей изобретателя РПД, доктора Ванкеля. В Китае начаты продажи модели 323. Создана веб-версия каталога запчастей. AAI начинает сборку Mazda6 Sports Sedan. В съемках сиквела фильма «Люди Икс» участвует новая RX-8. Mazda6 названа «Автомобилем года 2002» по версии NBR. Atenza названа «Автомобилем года 2003» по версии RJC. Обновлена и дополнена линейка выпускаемых автомобилей. Atenza получает 23 награды по всему свету.

2003 На Североамериканском Международном Автошоу представлены концепт Washu и предсерийный образец RX-8. На RX-8 объявлена розничная цена и дилеры начинают принимать заявки от покупателей. В Европе начинается производство Mazda2. В Китае на заводе FAW Car Company начинается производство Mazda6. Начато производство РПД Renesis, в этом же году получившего титул «Двигатель года 2003». Стартуют продажи RX-8. Mazda развивает технологию сварки алюминия трением. Разработан энергопоглощающий капот. Начато производство модели Axela. Заключено OEM-соглашение с Isuzu о поставках малых грузовиков. На автосалоне во Франкфурте представлен коцепт Mazda Kusabi. Hisakazu Imaki назначен президентом и СЕО Mazda Motor. Произведен фейслифтинг модели Roadster. На Токийском моторшоу показан предсерийный образец водородного РПД. RX-8 становится «Автомобилем года 2004» по версии RJC. В то же время титул «Автомобиль года» в Китае получает Mazda6.

2004 RX-8 становится «Автомобилем года» в Австралии, а Mazda3 — в Канаде. Семейство Mazda6 запущено в производство на мощностях AAI. Построен 700-тысячный Roadster. Возобновлена работа завода №2 в Юджине. Renesis второй год подряд получает международный титул «Двигатель года» в категории 2,5-3,0л. Обновлена серия грузовиков Titan. Mazda и Ford отметили 25-летие сотрудничества. В Японии представлен новая компактная Mazda Verisa. Начато производство моделей Mazda6 MPS, Mazda5 и новой сверхмалой Carol.

В настоящее время Mazda выпускает широкий диапазон автомобилей – от микролитражек до внедорожников и автомобилей повышенной вместимости. Немаловажную роль в производственной линейке компании играют спортивные автомобили, купе и родстеры. В стратегических вопросах компания тесно взаимодействует со своим основным акционером Ford Motors. Сборочные заводы Mazda в 21 стране позволяют ей экспортировать свои автомобили в более чем 120 государств мира.

Модель Roadster, 2000г.


Модель Tribute, 2000г.


Модель Mazda6, 2001г.


Модель Millenia, 2001г.


Модель Mazda3, 2003г.


Модель RX-8, 2003г.


Модель Verisa, 2004г.